• Назад

    Геймификация в обучении: топ ошибок и как их избежать

    Дата публікації: 04.06.2021
    Перегляди: 1289

    Вибачте цей текст доступний тільки в “RU”.

    Геймификация — это отличный способ вовлечь сотрудников в обучение, используя игровой подход. Однако, геймификация, как и любой инструмент имеет свои подводные камни, которые обязательно нужно учитывать при внедрении.

    В этой статье мы поделимся распространенными ошибками в геймификации, и расскажем как их можно избежать.

    Что важно учесть при внедрении геймификации, чтобы не допустить ошибок?

    blankСергей Иванишкин — e-Learning Specialist, Co-Founder 2people

    «Для начала нужно понимать, что геймификация — это не просто бейджи или рейтинги, а целый ряд мероприятий нацеленных на сверхрезультат. Поэтому к внедрению геймификации нужно подходить серьезно и осознанно. Ну, а чтобы не допустить ошибок, следует тщательно проработать такие пункты:

    1. Наличие и понимание четкой цели геймификации.
    Как и любой другой проект или задача, геймификация имеет цель и KPI. Цель в свою очередь должна быть корректной, не слишком амбициозной или напротив.

    2. Как и в любом проекте – в геймификации должен быть заказчик.
    Он отвечает за цель, принятие решений, выбор ЦА, выбор бенефитов, правила, контент и экспертизу в коммуникациях.

    3. Анализ ЦА (целевой аудитории).
    Вам нужно понимать не только пол и возраст, а как можно больше данных об участниках. Их интересы, специфику работы, степень загруженности и т.д.

    4. Период проведения и продолжительность.
    Период проведения не должен совпадать с периодом интенсивной нагрузки на участников, к примеру сдача годовых отчетов или “сезонность бизнеса”. Продолжительность проведения не должна быть слишком краткосрочной, к примеру 2 недели, и не слишком долгосрочной, т.к. однотипность вернет процесс в рутину. Идеальный вариант 3 мес.

    5. Точка контакта или канал коммуникаций\взаимодействия.
    Площадка и канал коммуникаций для геймификации должна быть привычной и удобной для конечного пользователя. К примеру, LMS\ERP или мессенджеры telegram\viber. Исключение — если это одно из условий заказчика или необходимость перехода на новый канал\систему.

    6. Анализ готовности текущих систем и инструментов, если с ними необходима интеграция.
    К примеру, необходимо обновлять данные из LMS\ERP\1C, а у вас это не предусмотрено или нет API. Это нужно анализировать до начала разработки, т.к. данная проблема усложнит и отсрочит запуск геймификации.

    7. Сбалансированная механика и правила.
    Как и в компьютерных играх необходим баланс, чтобы у всех участников были равные шансы, и они об этом знали. Правила должны быть четкие, понятные и не противоречить самим себе и целям геймификации. Правила должны исключать все возможные махинации, ведь, что не запрещено – разрешено :).

    8. Неправильно выбранные бенефиты.
    Тут мы опять говорим об анализе ЦА, если бенефиты не драйвят, то геймификация не будет успешной. К примеру, если это сотрудники ИТ (разработчики), вряд ли их заинтересует приз – “Айфон” (если анализ ЦА покажет, что у 90% он и так есть).

    9. Отсутствие коммуникаций или чрезмерный спам.
    Нельзя оставлять на самотек запущенный проект по геймификации, т.к. если участник не получит вовремя ответ — это повлечет за собой массу негатива, который выйдет за рамки одного участника. Но и не стоит спамить, когда каждый час приходят сообщения – это бесит всех :). Нужно адекватно расписать план и регламент коммуникаций, а на вопросы отвечать не позднее чем “день в день”.

    Качественно проработанные пункты – залог успеха геймификации, что в свое время – успех компании.»

    Топ ошибок геймификации и как их избежать

    Ошибка №1. Отсутствие цели геймификации

    Цель геймификации, как инструмента — увеличить заинтересованность сотрудников к обучению. Геймификация не должна быть построена только на целях “развлекать” и “поиграть”. Сотрудники не будут воспринимать такое обучение всерьез — не будут мотивированы, вдохновлены учиться и работать лучше. Без правильной цели вы не сможете управлять игровой механикой, поддерживать игру или улучшать ее.

    Как этого избежать: Еще перед разработкой обучающей игры уделите время планированию и подумайте над целью — чему она должна научить. Изучите ваших сотрудников — что их мотивирует, и на основе информации подберите подходящую цель геймификации. Например:

    • увеличить вовлеченность;
    • стимулировать креативность;
    • увеличить лояльность пользователей.

    Ошибка №2. Сложная игровая механика

    Чем понятнее правила, тем больше вовлеченность аудитории. Игровая механика должна быть простой и понятной. Не нужно усложнять систему начисления очков, правила и критерии — это только запутает ваших сотрудников.

    Как этого избежать: Сделайте геймификацию как можно более простой. Сотрудники должны понимать за что им начисляются баллы, как получить вознаграждения и почему они важны. Пускай каждая награда будет связана с реальным преимуществом.

    Простые для понимания игровые механики, которые легко внедрить в обучение:

    • Погружение — персонажи и сценарии;
    • Соревнование — очки, рейтинг, уровни;
    • Коллекционирование — награды, бейджи, значки.

    Читайте также: Геймифицируй и вовлекай

    Ошибка №3. Слишком много вознаграждений

    Одна из самых распространенных ошибок геймификации — добавлять слишком много вознаграждений. Награды не являются центральным элементом стратегии геймификации. Они нужны, чтобы помочь пользователям достичь желаемого результата. Значки и баллы — это только способ мотивировать ваших сотрудников и поднять их моральный дух. Поэтому сначала нужно начать с целей обучения, а затем определить, как игровая механика вписывается в общую картину.

    Как этого избежать: Ваша цель — поощрить пользователей выполнять определенные действия. Награждайте сотрудников только за контрольные точки. Так они будут чувствовать, что достигли чего-то большого и будут стремиться к тому, чтобы работать еще лучше.

    Советуем использовать такие типы вознаграждений:

    • Награды за фиксированные действия — пользователь точно знает, что он должен сделать, чтобы получить конкретное вознаграждение — пройти курс, завершить тест и тд.
    • Внезапные, неожиданные вознаграждения — чувство неожиданности вовлекает в игру еще больше.
    • Коллекционные награды — эксклюзивность будет побуждать интерес у пользователей, мотивировать заполучить награду.

    Ошибка №4. Фокус только на соревновании

    Конкуренция — один из основных элементов стратегии геймификации, но важно не упускать из виду другие важные аспекты, такие как сотрудничество и командная работа. Обучение не должно превращаться в соревнование, в котором все пытаются «выиграть». Когда ставки слишком высоки или призы слишком ценные, сотрудники сосредотачиваются на победе, а не на обучении и получении знаний.

    Как этого избежать: Поощряйте командную работу, а не индивидуальные достижения. Объедините сотрудников в команды. Таким образом, вы поощряете их к совместной работе, а не к соперничеству где «каждый сам за себя».

    Ошибка №5. Отсутствие мотивации для сотрудников

    Геймификация требует вовлечения и мотивации со стороны игроков. Если обучение не будет иметь мотивации для сотрудников, то какой бы красочной и интересной не была ваша геймификация — у сотрудников не будет стимула ее проходить.

    Как этого избежать:

    • Мотивировать сотрудничеством, а не конкуренцией;
    • Сократить мотивацию сотрудников материальными наградами. Если сотрудники сконцентрированы на том, как получить награду, они начинают воспринимать рабочие задачи как препятствие к награде;
    • Давать сотрудникам интересные задачи;
    • Предоставлять свободу выбора;
    • Акцентировать внимание сотрудников на значимости результатов;
    • Развивать новые навыки;
    • Вовлекать в процесс принятия решений.

    Ошибка №6. Отсутствие коммуникации и системы мониторинга

    Обязательно нужно мониторить действия сотрудников во время обучения. Мониторинг помогает выявить подводные камни, быстро исправить ошибки и понять, что можно улучшить в будущем. Если не следить за процессом и не поддерживать связь с аудиторией — вы получите подводные камни, а ваши сотрудники потеряют ориентиры.

    Как этого избежать: Регулярно общайтесь с сотрудника и предоставляйте своевременную обратную связь во время обучения. Так вы сможете вовремя выявить недочеты и одновременно поддерживать их вовлеченность. Что можно использовать:

    • Для общения — чаты, форумы;

    blank

    • Для мониторинга активности и результатов — аналитику и отчеты;

    blank

    • Для регулярных напоминаний — email и push-уведомления;

    blank

    • Для сбора обратной связи — регулярные опросы.

    blank

    Выводы

    • Перед разработкой стратегии уделите время планированию и подумайте над целью обучения, которую вы хотите решить с помощью геймификации.
    • Сложная механика ≠ успешная геймификация.
    • Награды не являются центральным элементом геймификации. Много — не значит хорошо. Убедитесь, что награды тщательно продуманы и хорошо интегрированы.
    • Геймификация не должна превращаться в соревнование — поощряйте командную работу.
    • Предоставляйте сотрудникам свободу выбора и вовлекайте в процесс принятия решений.
    • После внедрения геймификации важно постоянно отслеживать реакцию сотрудников и, если потребуется, вносить корректировки.

    Читайте также другие наши материалы:

    Спробуйте LMS Collaborator в дії
    Потрібні рекомендації щодо вибору правильних функцій для оцифрування та автоматизації процесів корпоративного навчання? Ми тут, щоб допомогти.
    Замовити демо
    Або телефонуйте нашому менеджеру
    +38(067)217-0440